Копейка

Вспоминаю такую историю: Пару лет назад мы с Шуриком поехали отдохнуть. На горное озеро. Как раз, где-то в начале января месяца. Дорога была своеобразная. Горная. Серпантины. Крутые подъемы. Гололед. А накануне почему-то, еще и снег с дождем прошел. В общем скользко. И просто так- то идти тяжело. Ноги, понимаешь, разъезжаются. А тут на машине. А она – это чудо советской техники. Копейка. Год выпуска 1977. В общем, возраст чуть помладше 30 лет. Причем, машина норовистая. Как женщина этого же возраста, которая не сумела замуж выйти. Рычит. Но погладишь ласково, смотришь, такое начнет выкидывать… И становится способной на любые чудеса. Внешний вид у машины тоже был не очень. Этакое желтое чудо. Вмятин больше чем целых мест на корпусе. К тому же, грязная до невозможности. Она имела удивительную способность собирать на себя всю грязь с дороги и обочин. И вот, летит это грязно – желтое чудо вверх по дороге к серпантину.

А сзади истошно начинает сигналить целая колонна из крутых навороченных джипов. В которых сидят не менее крутые и навороченные хлопцы. Тоже на природу поехали. Отдыхать… Ну, мы приняли вправо и колонну пропустили. Пусть себе несутся. Мы в горах. А здесь торопиться не стоит. Правда, догнали мы эту колонну минут через двадцать. Или тридцать. Точно не помню. Стоят в ряд. Прижавшись к обочине. Мы тоже остановились. Разобраться, в чем собственно дело. Оказалось, они по очереди пытаются штурмовать один очень крутой поворот. С не менее крутым подъемом. К тому же покрытым гололедом. А на гололеде опять же тоненькая водяная пленка. (Выглянуло горное солнышко, лед и подтаял.) А у хлопцев могучие машины. С двигателями по три — четыре литра. Полноприводные. Опять же с блокировкой колес. Блестящие такие. Огромные. С лестницами на крышу. Ну, просто чудо зарубежной техники.

А против нашего маленького горного поворота им слабо. Въезжает такое чудо на поворот, проскакивает еще метра три — четыре, и…. Начинает плавно катиться назад. Несмотря на рев могучего мотора и бешено вращающиеся колеса. Все четыре. Колеса, значит, крутятся вперед. А машина, она – почему-то катится назад. И все тут. Шурик внимательно оценил ситуацию, и говорит: « Можно мол, я попробую ребятки». Чем вызвал гомерический хохот у навороченных хлопцев. Смеялись, кажется, даже их машины. Но место уступили. Шурик погладил ласково так свою копейку по капоту, сказал ей что-то заветное. Сел за руль. Дал газу. Разогнался. И на полном ходу спокойно проскочил коварный подъем. Плавно уходя дальше по серпантину. Поравнявшись со стоящими внизу джипами и их хозяевами, Шурик приоткрыл окошко, и крикнул: «Ребятки, может помочь, на буксир взять…» Надо было видеть глаза хозяев тех джипов. И их отвисшие челюсти. После чего мы спокойно удалились, и примерно через полчаса были на месте.

Остановившись рядом с домиком метеостанции, зашли попроведовать одну девочку. И передать ей гостинцы. Так сказать с большой земли. Традиция у нас сложилась такая. Пока мы, значит, общались с хозяйкой метеостанции, пили зеленый чай, прошло не менее часа. Выбрались мы с Шуриком из ее домика, и собирались прямиком направиться к озеру. К заветному ручейку. Где вода не замерзает ни летом, ни зимой. Чистая, хрустальная. Ну прямо живая. И тут началась вторая часть марлезонского балета. Потому как на дороге появилась та самая колонна джипов. Припарковавшись рядом с нашей копейкой, крутые хлопцы обступили ее, и стали удивленно рассматривать. А один даже начал дергать капот. Явно намереваясь посмотреть что – там внутри. Двое же присели на корточки, пытаясь, судя по всему, найти передний ведущий мост, и не найдя его разочарованно хмыкнули. Шурик, правда, громогласно прикрикнул – «А ну-ка не балуй». И хлопцы попятились от машины. Судя по их внешнему грязному и замызганному виду, проблему коварного поворота они решили радикально. Взяв в свои нетрудовые руки лопаты, и засыпав лед грунтом и песком. Я представил себе, как они долбили насквозь промерзший валунно галечник на обочине маленькими саперными лопатками. И разбрасывали его на повороте. И улыбнулся. Охота она пуще неволи. Особенно, когда хочешь обогнать на джипе «копейку». Ну да ничего. Зато узнали, как достается хлеб дорожным рабочим.

Между тем, один из них, довольно бойкий на вид, (по замашкам – явно таможенник)подскочил ко мне и спросил: «У вас что, там двигатель от Мерседеса? Или передний мост ведущий?» «Да нет», сказал Шурик. «Ни того, ни другого». «А тогда что? А наверное АБС и бортовой компьютер…» И мне стало весело. «Точно», сказал я. «Компьютер. Бортовой. Только без всякого АБС. Пишешь специальную горную программу….Грузишь в компьютер. И поехали….». «А программу где взять» — перебил меня хлопец, смахивающий на таможенника. На вид ему было лет двадцать пять не больше. Но лицо было очень нахальное. «Программу» – процедил я. «Так ее самому написать можно. Вот смотрите. Ваш джип весит две тонны. Не считая пассажиров. Четыре колеса ведущие. На каждое колесо приходится нагрузка по пятьсот килограмм. А Жигули весят семьсот килограмм. На два ведущих колеса приходится по 350 кг. То есть на 30 процентов меньше. Опять же резина у вас шире нашей раза в два. Если не больше. Это опять же минус. Давления веса машины не хватает для сцепления с дорогой. У льда коэффициент сцепления в разы меньше чем у грунта … И потом угол фи уклона… И я начал рисовать прямо на капоте машину на уклоне и даже этот самый угол фи… И вообще, это элементарная физика»…

«Ты что ли программист» – нахально спросил меня хлопец похожий на таможенника. «Пацаны, а что такое физика? Я где-то это слово слышал. То ли в школе, то ли в институте»… «Да нет, это певица такая». Ответил второй. «Кажется из группы Виагра. Или еще какой то. Они там еще когда поют, собственные фамилии перечисляют. Как-то так: Физика, Химия, Биология…Ах да, есть еще одна, с чудной фамилией Астрономия… В общем попса. У меня где-то этот диск есть. Сейчас поставлю…» А первый сказал жалобно: «Мужики, мне про певиц не надо. Вы мне этот компьютер продайте. Вместе с программой. Никаких денег не пожалею… Тогда у меня тачка совсем крутой будет… А то стоит сотню тонн гринами, а в гору не едет…» Мы с Шуриком чуть не поперхнулись от смеха. А потом Шурик мягко улыбнулся, и лукаво сказал: «Компьютер он конечно есть. Только он не продается… Потому как находится вот здесь…Вместе с программой»…. И постучал пальцем по своему лбу. «А вообще в машине главное не количество ведущих мостов. И не мощность двигателя…А то, что находится между рулем и сиденьем…»

«А что там», изумленно спросили хлопцы, и стали заглядывать в салон. «А там обычно сидит водитель», подытожил Шурик. «И на этом закончим дискуссию»… А дальше была немая сцена. Как в Ревизоре. Мы молча удалились к своему ручейку. А они отправились пить свою водку. В общем, каждому свое. То, что он сам себе в жизни выбрал… Ну а машину ту Шурик все-таки продал. Катается на новенькой. Тоже Жигули. Толи семерке, толи пятерке. Про другую и слышать не хочет. А старую свою копейку вспоминает с ностальгией. Сейчас, мол, сборка не та. И качество. А та была настоящая. Советская…

5 мая 2008 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>